Современные концепции воспитания

Здесь представлены концепции, которые мне наиболее близки.

Культурологическая концепция Н.Е. Щурковой

Воспитание понимается как целенаправленный процесс введения ребёнка в контекст современной высокой культуры во имя его будущей способности свободно и счастливо жить в обществе, участвовать в развитии общественной жизни, сохранении и развитии культуры.

Цель воспитания - личность, способная строить жизнь, достойную Человека. Осуществляется воспитание в процессе деятельности детей, которую организует педагог. "Там, где нет деятельности, нет воспитания",- утверждает автор концепции. Содержанием деятельности является формирование отношения личности к объектам окружающей действительности. А отношения складываются на основе знания об объекте, эмоционального переживания и умения обращаться с этим объектом."...отношение...как связь объекта с субъектом интегрирует в себе разум, эмоции, действия субъекта. Оно интегративно, складывается и рождается из этих трёх компонентов"

Основной принцип организации воспитательной деятельности - ценностный. Педагог направляет внимание ребёнка на объекты наивысшей значимости для жизни человечества: человек, жизнь, общество, природа, Я. "Отношения к этим ценностям, выработанные историческим ходом развития жизни человечества, и составляют содержательный стержень программы воспитания, потому что они в своей системе вбирают, вмещают в себя все частные ценности жизни и, следовательно, ценностные отношения современной культуры," - отмечает Н.Е. Щуркова.

Концепция воспитания человека культуры Е.В. Бондаревской

Воспитание определяется как процесс педагогической помощи ребёнку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социолизации, жизненном самоопределении. Это, с одной стороны, целенаправленная деятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой - "восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций"

Цель воспитания - целостный человек культуры. Человек культуры - это свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры. Человек культуры - это гуманная личность, не способная причинить вред ни людям, ни природе, ни себе. Человек культуры - это духовная личность, способная к культурной самоидентификации,стремящаяся к познанию и самопознанию. Человек культуры - личность творческая и адаптивная, способная с максимальной эффективностью реализовать свои индивидуальные особенности.

Согласно концепции Бондаревской воспитание строится на основе принципов природосообразности, культуросообразности, сотрудничества, ценностно-смыслового и индивидуально-личностного подходов. Причём эти принципы выступают не как руководящая идея, а как "условие, обеспечивающее движение воспитательного процесса по пути осуществления цели - становления личностного образа человека культуры".

Концепция миротворческого воспитания А.Е. Белобородовой

Воспитание - это процесс формирования миролюбивой личности, характеризующейся способностью адекватного восприятия людей других национальностей и мира как целостного единства, обладающей знаниями других культурах и народах, умением руководствоваться в поведении гуманистическими принципами, общечеловеческими ценностями.

Цель воспитания - миролюбивая личность. Содержанием миротворческого воспитания являются такие качества личности, как толерантность, демократичность, социальная ответственность, самостоятельность, справедливость, социальная активность. Миротворческое воспитание осуществляется на основе принципов аксиологического и личностно-деятельностного подхода как в процессе специально организованной воспитательной деятельности (дискуссии, игры, и другие интерактивные занятия), так и в процессе освоения учебных дисциплин.

Литература

1. Белобородова А.Е. Миротворческое воспитание школьников. Авторская концепция и программа. – Иркутск, 2002.

2. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - с.51-61

3. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. - 80 с.